В старину рукоделие было неотъемлемой частью быта русских женщин и девушек. Мастерицы пряли, шили, вышивали. Особенно ценилось кружевоплетение.
Одним из самых известных видов этого промысла считается елецкое кружево. Эти плетеные узоры считаются наиболее тонкими и легкими по сравнению с кружевами, изготовленными в других областях.
Рассказывают, что однажды во время своего пребывания в Ельце великий русский поэт Пушкин услышал странный перестук, словно журчание родника, и пошел на звук. В соседней комнате увидел девушку. Она сидела, перебирала палочки, от которых тянулись тонкие нити к кружевным узорам. Будто бы поведала девушка Александра поэту о том, откуда пошло кружево.
«В церкви батюшка сказывал: очень давно напал на наш Елец бусурманин Тимур с войском несметным. Много защитников полегло. Но последние стояли крепко, хоть кругом дым, смрад. Дышать и то тяжело — ну прямо настоящий ад. Хотят держаться, но силы уже на исходе. И тут будто даровал господь предводителю ельчан кольчугу невиданную: лёгкую, как пух, и не пробиваемую ни копьём, ни стрелой калёной. Воодушевились тут защитники, вслед за предводителем ринулись на врагов. А бусурмане подумали, что восстали посечённые христиане и, ужаснувшись, отступили от разрушенного города. И люди потом в благодарность всевышнему за спасение от гибели стали плести кружево, которое сетчатым узором напоминает ту чудесную кольчугу».
И в глубокой старости любила Александра рассказывать внукам и правнукам о том, как поцеловалась с самим Пушкиным, и показывала будто бы подаренную им книгу «Руслан и Людмила».
Елецкие кружева известны в России с конца XVIII века. Именно тогда здесь, в Ельце, возник один из центров, где россияне начали активно осваивать это пришедшее из Европы искусство. Первое свидетельство о кружеве датировано 1801 годом, о чем свидетельствует прошва на полотенце с надписью: «сей плат шила диаконова дочь Александра Иванова 1801 года». Кружево на этом полотенце выполнено полотнянкой и сеткой. Сетка наиболее часто применяется в Елецком кружеве.
Дальнейшие сведения о кружевных изделиях в Ельце датированы 1867 годом. Исследовательница русского кружева С.А. Давыдова пишет, что «…кружевного товара в 1867 году вывозили из Ельца в разные города России и даже в Закавказский край на сумму 75.000 рублей, … в 1868 году между ремеслами в городе были развиты более прочих: сапожное, кузнечное и кружевное; последним, конечно, занимались женщины, …в 1877 году, Елец вел торговлю: хлебом, лошадьми, медом, воском, рогатым скотом, овцами, салом, кожами, шелковыми и шерстяными материями, железным товаром, рыбой, колоколами, медной, винокуренной и другой посудой, лесом, рогожами, лубками и другими деревянными изделиями и юфтью».
Развитию кружевоплетения в Ельце (Липецкая область) поспособствовали регулярные неурожаи в округе. Жителям необходимо было искать другие способы заработка. Поначалу ельчане занимались плетением гаруса (шерстяного шнура для отделки солдатских мундиров), но с изменением вида военной формы этот помысел сошел на нет. Растущая же популярность кружева позволила мастерам перейти от одного плетения к другому.
В Ельце женщины занимались плетением кружев, как самых простых, так и самых сложных: от дешевых до дорогих. Промысел был городского происхождения, сначала он появился в самом Ельце, достиг полного развития к 1880 году, а оттуда перешел в уезд, где его освоили сначала женщины, а затем и дети.Преимущественно кружевоплетением занимались в Казацкой, Суворовской, Ламской и Воронецкой волостях.
Местный земский деятель Ф.Н. Пилюгин писал, что начало кружевному промыслу в Ельце было положено до 50-х годов XIX века. Плетением занимались только в купеческих семьях и помещичьих усадьбах. Кружево плели для собственных нужд.
Помимо хозяек к работе привлекали горничных и дворовых девушек, которые вынесли его за пределы замкнутого круга состоятельных семей. Кружево стало достоянием рынка и предметом заработка городских мещанок и крестьянок из пригородных слобод. Во второй половине XIX века кружевной промысел был достоянием широкого круга малообеспеченных женщин и средством заработка всей семьи.
Другие исследователи считают, что промысел возник без влияния частной инициативы, сам по себе, так как в ближайшей от Ельца местности не было помещичьих усадеб. Кружево плели сначала в городе, а потом, к 1870 году - в пригородных слободах.
Из-за относительной дешевизны ниток кружевоплетением могли заниматься представительницы низших сословий, а после отмены крепостного права 1861 года для бывших крепостных это и вовсе стало чуть ли не единственным видом заработка.
Кружевоплетением занимались в радиусе 30 километров от Ельца. Наиболее ценились изделия мастериц Знаменского монастыря. В своей работе женщины использовали шелковые, льняные, хлопчатобумажные нитки.
Поначалу рисунки для узоров ельчанам доставлялись из-за границы, но со временем здесь появились свои самобытные художники, свой неповторимый стиль, который отличает елецкие кружева и поныне.
Европа впервые познакомилась с кружевным чудом из Ельца в 1873 году на Всемирной выставке в Вене, причем работы елецких мастериц сразу привлекли внимание публики и получили высокую оценку специалистов.
Елецкие кружева получали разного рода дипломы, медали на Всемирных выставках в Париже, Брюсселе, Монреале, Осаке.
Лишь за последние десять лет «елецкое чудо» экспонировалось на 120 международных выставках, всякий раз неизменно вызывая восхищение. А в 1994 году на выставке в Москве елецкие кружева были удостоены золотой медали. Они традиционно реализуются как в России, странах СНГ, так и в дальнем зарубежье.
Кружева из Ельца стали популярны и качественны настолько, что многие нечистые на руку дельцы продавали их под видом заграничных изделий типа «французский валасьен».
К концу XIX века Елец занял первое место в России по производству кружева. В 1890-х годах в этом промысле было занято более 30 тысяч жителей. За свое изящество, прозрачность и воздушность узоров елецкие кружева ценятся до сих пор.