Этой весной липецкая галерея «Буксир» и фонд поддержки современного искусства «Сфера» провели арт-резиденцию для 10 молодых художников из разных российских городов. Две недели авторы знакомились с культурной идентичностью региона: ходили по музеям, общались с местными жителями, перенимали их обычаи, искали керамические черепки и ракушки и наблюдали, как плетут знаменитое елецкое кружево. На осмысление полученного опыта художникам дали ещё пару месяцев, после чего в пространстве галереи открылась выставка по результатам резиденции. В качестве названия проекта была выбрана строчка из липецкого фольклора, а точнее — из народных песнопений, которые раньше называли «страданиями».
В рамках резиденции художники знакомились с культурой, памятью и людьми Липецкой области: пекли жаворонков и пели заклички в селе Юрьево, искали керамические черепки и ракушки у Дона, изучали традиционный костюм и рецепты региона, слушали елецкую гармонь, звуки коклюшек кружевниц и прядильных машин, посещали кладбища и церкви, узнавали про возникновение и переименование парков и улиц, дышали просторами Кудыкиной горы и обменивались взглядами с птицами и животными в Оленьем парке.
Названием выставки стала «Ни мая ли горь, атцова» – строчка из песнопений-страданий, распространенных в Липецкой области – её напевание встречается в разных контекстах, буквально означает «не мое ли горе, отц(а)ов»,и может быть интерпретирована в контексте как принятия семейных наветов, истории рода и места, так и возможность от них отдалиться, выбрать свою судьбу. Это аллегорически суммирует то, как в регионе по-разному перерабатывают историческое наследие, трансформируя или забывая какие-то его части.
В рамках выставки мы поговорим про разные аспекты памяти – реальной и фантомной, ложной и воображаемой, про трансформацию мифических образов и коннотаций, про забытое и сохранённое, саму суть традиции и её хрупкость. В экспозицию вошли работы десяти художников, которые участвовали в двухнедельной резиденции в Липецкой области. В списке экспонатов: инсталляции, живописные, звуковые и видео работы.
Как гости, сторонние наблюдатели с разным культурным бэкграундом, мы исследуем, как память становится пространством для вымысла, реконструкции и забвения, как она сочетается с телом, образом, ландшафтом и культурной ритуальностью. Где заканчивается воспоминание и начинается миф? Что остаётся, когда исчезает факт, но живёт интерпретация? И как через искусство мы пересобираем память заново — как акт созидания, а не восстановления?
По замыслу куратора экспозиции Дарьи Эпин проект исследует разные аспекты реальной и фантомной памяти, суть традиции и её хрупкость. Например, в основу работы Полины Шилкините лёг найденный фотоальбом семьи из Ельца. Образы из него художница воспроизвела в довольно необычном материале — её объекты из металла украшены резным орнаментом, отсылающим к елецкому кружеву и ручному труду. С кружевом решил поработать и Владимир Абих, который создал работу-сувенир «Всё переплетено». На изготовление ажурной салфетки с этой надписью по эскизу художника у работниц фабрики «Елецкие кружева» ушло 113 часов.
Проект Анастасии Антиповой создавался совместно с семьёй Матюхиных, создателей Центра и мастерской по изготовлению и реконструкции Елецкой рояльной гармоники. На выставке художница представила переосмысленные модели этого традиционного инструмента и старые гармоники, превращённые в причудливые арт-объекты, напоминающие советские таксофоны.
Участники: Надя Петрова, Юля Азарова, Полина Шилкините, Владимир Абих, Анастасия Антипова, Юлия Староверова, Борис Макаров, Влада Булыгина, Наиля Айзатуллова, Илья Фролов.
Куратор: Дарья Эпин
Партнёры в помощи организации резиденции — Правительство Липецкой области, парк «Олений», гостевые дома «Паленки», парк «Кудыкина Гора», завод «Свободный сокол», отель «Гранд Елец», центр развития туризма «Липецкая земля».
Даты:
14.06.2025 — 20.08.2025Галерея: 21 изображений