Ох, елецкое тонкое кружево,
Под коклюшки душою звеня…
Из комода я сколок возьму,
Все иголочки в нем переткну…
Счастья выплету белый узор -
И получится наш разговор!
Впервые Елец упоминается в летописи от 1146 г. как укреплённый пункт для защиты от половцев на рубеже Рязанского княжества. Название от русского диалектного елец "дубовый или еловый лесок, заросль, роща".
Елецкие кружева известны в России с конца XVIII века. Именно тогда здесь, в Ельце, возник один из центров, где россияне начали активно осваивать это пришедшее к нам из Европы искусство.
Известно, что в елецкой округе, в радиусе до 25 вёрст, уже в начале прошлого столетия далеко не простое ремесло кружевоплетение освоили сотни человек. Поначалу рисунки для узоров ельчанам доставлялись из-за границы, но со временем здесь появились свои самобытные художники, свой, неповторимый стиль, который отличает елецкие кружева и поныне.
Художники по кружеву, в разное время работавшие на предприятии Елецкие кружева — Рябых Эльвира Константиновна художник по вышивке, Дорошенко Светлана, Васенкова Анна дмитриевна, Пальчикова Клавдия Дмитриевна.
Скатерть, автор Светлана Дорошенко
Скатерть, автор Светлана Дорошенко
Перчатки и шапочка-шлем, автор Дорошенко Светлана
Пелерина, перчатки, автор Светлана Дорошенко
Жакет, автор С. Дорошенко
Мэр города Липецка в дар Алексию 2 кружевное панно, на открытие храма Христа Спасителя. Панно выполнено по рисунку С. Дорошенко. Сейчас панно находится в музее храма Христа Спасителя.
Это маленькая толика того, что создала художник Светлана Дорошенко. Ее кружевные модели узнаваемы. Наверняка эти фото многие встречали в интернете.
А это работы Светланы Фадеевой:
Жакет, автор Фадеева С.Е.
Палантин, перчатки и шапочка, автор Светлана Фадеева.
Туника Рыбки, автор Фадеева С.Е.
Вечернее платье Царица ночи, автор кружевной части Светлана Евгеньевна Фадеева.
Европа впервые познакомилась с кружевным чудом из Ельца в 1873 году на Всемирной выставке в Вене, причем работы елецких мастериц сразу привлекли внимание публики и получили высокую оценку специалистов. В 1927 году году на Всемирной выставке в Париже была получена золотая медаль, в 1938 году - в Нью-Йорке. Работы елецких кружевниц неоднократно экспонировались на отечественных и зарубежных выставках, получали медали, дипломы и награды. Диплом второй степени и большую Серебряную медаль завоевали елецкие кружева в 1957 году на всемирной выставке в Брюсселе. Они были отмечены призами на выставках в Лондоне и Нью-Йорке. А в 1994 году на выставке в Москве елецкие кружева были удостоены золотой медали.Коллекции изделий елецких кружевниц хранятся в Музее народного искусства, Государственном Русском музее, Государственном Музее этнографии СССР, и других музеях страны.
Центральная скатерть - работа Светланы Дорошенко. Кружево по красоте сравнивают то с паутиной, сверкающей в лучах солнца, то с морозным узором на оконном стекле, то со сказочным разноцветьем лугов. Кружева способны преобразить любое изделие, сделать из повседневного праздничным любой наряд.
В отличии от изделий мастериц других районов страны, елецкие кружева богаты более светлой сеткой, узорчатыми деталями, различной плотностью плетения, выбором новых мотивов в формах цветов и листьев. Елецкие кружева выделяются также своеобразным построением композиции рисунка: орнамент на крупных вещах состоит из небольших отдельных растительных узоров, розеток, квадратов и нарядных решеток. Весь рисунок кружева построен в строгом выразительном ритме: детали чередуются, но вместе составляют единую художественную, осмысленную, гармонически слитную картинку.
Полупальто, автор Дорошенко С.В.
А совсем недавно я познакомилась с творчеством еще одной замечательной женщины - художника по елецкому кружеву Светланы Бондарчук.
Я поняла, чьи это работы, в которых просматриваются крылья птиц, работы,которые восхищают и завораживают.
Вот что пишет Людмила Долгина в статье "И дольше века длится нить» " В Ливнах директор краеведческого музея привел нас в частную мастерскую. "Это обязательно надо посмотреть. У нас в музее есть образцы, но здесь такое..." "Такое" действительно было на грани невозможного.
В небольшой светлой комнате стояли манекены, на них кружево сказочной красоты. Красоты необычайной. Вы видели когда-нибудь целое платье из кружева? А пальто? А царственный шлем россиянки средних веков из золотой нити? Ваша фантазия может отдыхать. Подобную роскошь и красоту и вообразить себе невозможно, не готово наше воображение представить себе, к примеру, брючный костюм, целиком сплетенный из нитей голыми руками без единой строчечки."
Из биографии Свнтланы Бондарчук. Светлана, девоччка из провинции, после окончания школы приехала покорять Москву, окончив в Армавире художественную школу. Она из семьи военнослужащего. В художественном училище имени 1905 года ей сказали, что у нее декоративное ощущение живописи, рисунка и композиции, и посоветовали поступать в Московское художественно-промышленное училище имени М.И. Калинина. Туда они с папой и отправились.
«Когда мне было 15 лет, мне очень понравилось слово кружево. Я просто им заболела - оно казалось очень воздушным. Я же еще не знала, что это часы кропотливой работы. Такая вот ошибка молодости», - смеется Светлана Бондарчук.
Мастерству Светлана Бондарчук училась основательно: закончила Московское художественно-промышленное училище им. М.И. Калинина (отделение кружевоплетения), получив квалификацию художник-мастер, и Московский технологический институт, отделение декоративно прикладного исскуства .
Потом попала по распределению на фабрику «Елецкие кружева».С тех пор жизнь ее неразрывно связана с кружевом. В 1998-1999 годах создала серию концертных костюмов для Людмилы Зыкиной и кружевные кофточки для Марины Неёловой.
Светлана Бондарчук с копией кружевного пальто Людмилы Зыкиной
"Для Людмилы Георгиевны кроме пальто я плела ещё шаль и пелерину. Она была женщина, конечно, легендарная. Но в обычной жизни очень простая. А главное, она всегда знала, что хочет. И давала мне полную свободу, от которой я просто творчески парила и делала всё даже лучше, чем это было задумано" Вскоре знаменитости начали передавать мастерицу из рук в руки. У художника-прикладника есть свои проблемы. Его искусство должно куда-то прикладываться, то ли к одежде, то ли к интерьеру, то ли к чему-то еще. Из этого следует, что кружевнице надо иметь своего модельера. Такой модельер у Светланы Бондаренко появился. Так, Людмила Зыкина познакомила Светлану Бондарчук с Вячеславом Зайцевым, вместе с которым она четыре года создавала модные коллекции. Работала над кружевной частью его проекта «Haute couture».
Светлана Бондарчук - одна из русских кружевниц, которые внесли свой вклад в развитие российского и мирового кружевоплетения. Она учит студентов на факультете графики и дизайна ЛГПУ, показывает, какими могут быть декоративные элементы из ткани и ниток. Качество нитей играет важную роль. В вологодском кружеве это в основном лён, а в Елецком - качественный шёлк в одно, два и более сложений. Для нарядов царственных особ, например, княгинь Романовых, использовались золотые нити. Впрочем, их популярность отошла на второй план из-за высокой стоимости.
Царственный шлем россиянки средних веков. Золотая нить.
В сентябре 2014 г. в Липецком музее ДПИ открылась кружевная выставка Светланы Бондарчук. Называется она «Чайка». Почему? «Потому что, - ответила художница, - в своё время меня очень вдохновляла книга Ричарда Баха “Чайка по имени Джонатан Ливингстон”.
Эта выставка тоже о духовном, творческом полёте».. .
Все эти сведения можно почерпнуть из интернета . Фотографии также находятся в свободном доступе. Сегодня хочу познакомить и вас с несколькими работами Светланы Анатольевны Бондарчук.
Пальто. 1998 г. Шелк, гарус.
Юбка. 2002 г. Шелк
Жилет. 1995 г. Шелк, мулине, искусственный жемчуг
Жакет. 2002 г. Шелк, метанит
Жилет.
На сегодняшний день елецкие кружева переживают свое второе рождение - они популярны не только в России, но и за границей. Правда, как говорят специалисты, кружева нужно уметь носить.
В настоящее время Светлана Бондарчук живет в г. Ливны Орловской области.Здесь у нее дом, семья, мастерская. Кружевная мастерская Светланы развивается, увеличиваются ее оборот, количество изделий, ассортимент. На ее кружево есть спрос. Однажды ей сказали в разговоре о кружеве:" Но оно никогда не сможет войти в быт обычных граждан. Ни по утилитарности своей, ни по стоимости.
- Оно и не должно войти. Кружево - не повседневная вещь. Это праздник, который может случиться в вашей жизни, а может и не случиться.
- В Вашей случается?
- Я изредка позволяю себе такую роскошь, чего и вам желаю.
В свою очередь , я тоже желаю вам позволить себе такую роскошь-иметь праздник в доме или в одежде.Тепла , любви вам и красоты , которую несет в себе кружево. Ко всему этому можно добавить слова знаменитой Коко Шанель:
"Вещи ручной работы - это роскошь. Иметь их каждому совсем не обязательно. Тот, кто хочет их иметь, делает их сам или платит мастеру за его труд"
Ваша Татьяна.