ООО фабрика НХП Елецкие кружева 8 (901) 910-59-33 8 (980) 350-21-10
ООО фабрика НХП Елецкие кружева
Рисунки любви в тонком кружеве жизни

Рисунки любви в тонком кружеве жизни

С характером елецких кружев Мария Карлина, как и многие елецкие девочки, познакомилась ещё в школе - такие были времена. Под звонкие и нежные команды коклюшек белоснежные нитки сплетались, скруживались в узоры — цветы, листья, нарядные решётки и розетки... Мария всегда мечтала быть модельером. Этот узор красивой мечты она придумывала с детства, наряжая кукол в одежды собственного производства, наблюдая за бабушкой - большой мастерицей по части вязания, шитья, кулинарии и обустройства быта. Но трогательный детский мир, эфемерный и уязвимый, подвинулся под натиском новых желаний и силы самой молодости.

Кружево любви

В белоснежные елецкие узоры часто вплетаются нити другого цвета, они не портят картины, просто делают её другой. Мария выбрала юриспруденцию и поступила в Елецкий государственный университет имени Ивана Алексеевича Бунина.

- Четыре года я училась в Ельце, а потом уехала в Москву и образование заканчивала в Бауманке, - рассказывает Мария Владимировна.

Такой узор судьбы - с первого взгляда не разглядишь, вроде как чужой. Но он абсолютно точно вписывается в общий рисунок её жизни, потому что он о любви, большой и сильной. Есть такое выражение: испытание временем — самая лучшая подготовка к браку. Ей было 16, когда они познакомились. Юре — 34. Успешный столичный бизнесмен с елецкими корнями. Добрый, щедрый и порядочный человек. Долгое время они встречались как друзья. Любовь не задаёт лишних вопросов в отличие от родителей. Когда пришла пора выходить замуж, мама сделала акцент на разнице в возрасте и предостерегла. Но характер у дочери такой, что она своего не отдаст. Он был её человеком. Мужчиной, которого она считала эталоном, идеалом. До сего дня ничего не поменялось. Вместе они уже 21 год, включая годы дружбы.

После свадьбы они какое-то время жили в столице, но когда зашла речь о ребёнке, Юрий Николаевич сам нарисовал рисунок для семейного узора — жизнь вдали от суеты, на свежем воздухе, в тишине и покое. Ничто лучше Ельца под эти требования не подходило. Здесь уже был дом, друзья, родственники. Здесь родилась их первая дочка Виктория, а потом Настенька и Кристина.



Выход в бизнес

- Посидев год дома, я начала разговаривать с собакой. Мне некуда было деть свою энергию. Я успевала и ребёнком заниматься, и дом украшать, и книги читать, и сад благоустраивать. А когда всё дела переделала: здравствуй, мой любимый алабай!

Начала теребить мужа: «Юра, у тебя так много дел, в документах - бардак, можно я буду тебе помогать». Он сначала не соглашался, но мы нашли компромисс. Мне дали одну организацию, я быстро вникла в дела, навела в них полный порядок. По сложным вопросам советовалась с супругом, что могла решить сама — решала. Он оценил мою деликатность и моё рвение: лошадка прёт и у неё неплохо получается. Вскоре в зоне моей ответственности появилась вторая фирма — сложная, связанная с сельским хозяйством, с землёй. Так наш бизнес превратился в семейный. Я была Юриной палочкой-выручалочкой, везде и во всем помогала ему.

Муж занялся хозяйством: выращивал курдючных баранов, кур, уток, гусей, индюков, коров, свиней-мангалов. Конечно, управляться с таким большим подворьем Попову помогают помощники — это понятно. Но Юрий Николаевич и сам не промах — охотник, рыбак, грибник, кормилец. Мужик, который знает, как правильно жить на земле, чтобы она тебя не скинула. Мария ценит в нём эту основательность, силу и чувствует себя за мужем как за каменной стеной. Но при этом она за неё не прячется — такой поворот.

- В семье моего деда Николая по папиной линии, главным в доме был мужчина. Моя бабушка, по национальности она латышка, умела обустраивать быт красиво и со вкусом. Прекрасно готовила, вязала, шила. Мой Юра - тоже центр семьи, а я — хозяйка. Занимаюсь дизайном, украшением дома, готовлю, пеку, сепарирую, закрываю банки на зиму.

В кружевном рисунке её жизни эта скань — более толстая нить, трудовая — делает узор судьбы выпуклым и характерным. Успешная бизнес-леди, в 2017 году — королева малого и среднего бизнеса Липецкой области, красавица, умница, мама трёх очаровательных девочек, не бедный человек и вдруг… закрутки на зиму. И не каких-нибудь десять баночек, а 500.

- Мне нравится! Я обожаю готовить. Мы ничего не покупаем в магазине, кроме масла и муки. У нас всё своё: колбасы, сосиски, сыры, тушёнка, сгущёнка. Это, если хотите, философия жизни, компоненты физического здоровья, на котором зиждется здоровый дух. Хотя не скрою, иногда нарушаю правила и где-нибудь на заправке покупаю себе сэндвич. Муж иногда меня даже ругает за чрезмерное трудолюбие, но я настолько легко всё делаю для семьи, мне домашние хлопоты в радость. Да и помощников хватает. Девчонки у нас воспитаны в уважении к труду, к родителям, к дому, к ближним.

Первые шаги директора

В 2007 году Юрий Николаевич Попов стал одним из соучредителей фирмы «Елецкие кружева». В производство он, как и другие его компаньоны не влезал, пока фабрика не подала сигнал SOS. В 2012 году одна из работниц обратилась к Владимиру Путину с просьбой спасти промысел. К тому времени только в бюджетные фонды «Елецкие кружева» задолжали 10 миллионов рублей. Зарплата персоналу не выплачивалась по полгода. Учредителей стали таскать по инстанциям.

- В этот момент я решилась на директорство. Предложила мужу свою кандидатуру, в тайне рассчитывая на то, что молодой женщине смогут простить то, чего не простят бизнесмену с опытом. Мы получили аудиторское заключение о состоянии фабрики: умышленное доведение предприятия до банкротства, взяли кредит и заплатили долги.

Все знают: качество кружева зависит от качества сырья. Если перевести эту кальку на жизнь и на производство, то Марии Карлиной достались «сложные нитки», местами потёртые, местами надорванные - «Елецкие кружева» остановились в шаге от своего падения в бездну.
Директор начала искать пути для снижения затрат. Первое, что она сделала — объединила два производства в одно: строчевышивальное и кружевное, разместив их в историческом здании фабрики, которое, кстати, является памятником федерального значения.

Старинный особняк к лицу кружевам, он для них как изящная рама для нежного рисунка, но в развитие современного бизнеса купеческая «жилка» внесла невероятное напряжение. Когда Мария Карлина решила провести газ на фабрику, отапливающуюся печами, ей наотрез отказали: никакой «воздушки» - это же памятник! По коммуникациям - тоже отказ: не дадим!

- Газ мне всё же удалось провести, - Мария Владимировна радуется той победе до сего дня. - Два года я собирала документацию, экспертизы, экологические заключения. Проекты обошлись дороже, чем сама газификация. Но я это сделала. Вышла большая экономия по отоплению. Первый серьёзный результат.

Второе по значимости после газификации дело — музей елецкого кружева. Здесь экономический эффект не посчитаешь. Это работа по сохранению культурного наследия Ельца и всей его округи. Уникальные кружевные экспонаты хранились в коробках, без должного ухода и заботы. По просьбе директора ценности отреставрировали, восстановили, привели в порядок и объединили в одной уникальной экспозиции.


Погружение по плану

Одно из правил дайверов — тщательно планируй своё погружение. Мария Карлина просчитывала каждый сантиметр погружения в новый бизнес. По ночам она сидела с документами, готовилась к планёркам со специалистами, формулировала задачи и анализировала возможные способы их решения. Ей было не просто объединять коллектив под новым знаменем, старожилы привыкли работать по старинке — гнать количество. Её же устраивало только качество.

Мария Владимировна - человек настойчивый, сильный, деликатный и внимательный к людям, что вскоре по достоинству оценили все подчинённые.

- Я попала в свою стихию. В мою реальную взрослую жизнь вернулись детские мечты. Производство кружев — это больше чем модельное творчество, это основа, на которой родятся прекрасные современные идеи, - рассказывает директор. - Мы открыли экспериментальный цех по пошиву одежной группы. На нас стали обращать внимание известные модельеры. На фестивале у Славы Зайцева «Плёсе на Волге. Льняная палитра» мы взяли главный приз, «Серебряного Феникса», как знак возрождения из пепла.

Модельер Ульяна Сергеенко, последовательно позиционирующая русскую моду и исконно русские традиции за рубежом, делала платья из елецкого кружева для Натальи Водяновой, Кейт Хадсон, Керри Вашингтон и Эмили Кларк. Вместе с Ульяной на Неделе моды в Париже была и Мария Карлина. Над одним из платьев для коллекции двадцать елецких кружевниц трудились три месяца.

Большой интерес к елецким кружевам проявил историк моды Александр Васильев. Эксклюзивные льняные скатерти и салфетки, украшенные ручным кружевом и тонкой вышивкой, он представил на презентации своего проекта «Фамильные ценности» в двух коллекциях: «Оттепель» и «Имперская».

- Я не сижу на месте. Езжу в Москву, знакомлюсь с людьми, пробиваюсь, общаюсь, - Мария Владимировна охотно раскрывает секреты продвижения фирмы. - У нас хорошо работает Инстаграм, сайт, где представлены все кружевные изделия. Сейчас сотрудничаем с молодым модельером, автором марки Loom by Rodina Светланой Родиной. Для её новой коллекции наши кружевницы готовили воротнички и платки. Кстати, и съёмки лукбука прошли в Ельце, что символично — к нам возвращается модная жизнь. Мы стараемся.

У «Елецких кружев» очень мощный ассортимент — более пяти тысяч наименований. Елецкий бренд представлен в Москве в фирменных магазинах Императорского фарфорового завода и Гусь-Хрустального. С елецкими кружевами по-особому заиграл и фарфор, и хрусталь. Теперь Мария Карлина пробивает «окно» в Петербург. Что вполне обосновано. В своё время елецкие кружева поставляли к императорскому двору. А кружевница Домна Серафимовна Лоткина, бывшая монахиней Знаменского монастыря на Чёрной слободе, делала два сколка на платья великих княгинь Ольги Александровны и Ксении Александровны. Говорят, что Домна получила в награду колечко с голубым камушком и деньги, которые отдала на монастырь. В Воронеже открыт фирменный кружевной магазин. На сегодняшний день более 90 процентов елецкой продукции утверждены как образцы высокого художественного достоинства.

О смыслах

Мария Карлина относится к своему делу чуть больше, чем просто к бизнесу. У неё есть миссия — оберегать и развивать редкое по красоте искусство кружевоплетения.

- Сейчас кружевной промысел испытывает сильнейший кадровый голод. Если не учить девчонок, некому будет передавать это искусство, - так в нашем разговоре появились грустные нотки.

Но Мария Владимировна полна сил менять ситуацию, или хотя бы влиять на неё. Поэтому упорно, на всех уровнях позиционирует идею создания кружков в сфере дополнительного образования. Её настойчивость даёт результаты — Елецкий район подключается к процессу обучения кружевоплетению. Предприятие должно обеспечить кружки нитками, подушками, коклюшками.

- Я больна кружевами. Для меня аналогов этой красоте нет. И мода на них никогда не пройдёт. Поэтому я очень хочу, чтобы мои дочки стали продолжателтницами промысла и семейного бизнеса. Вероника умеет плести кружева. Настя шьёт. О Кристине говорить пока рано, но какие зёрна посеешь, такой урожай и вырастешь.

Самый важный узор в жизни Марии Карлиной рождается под её руками сейчас. И она очень хочет, чтобы он был неповторимым, красивым, тонким, известным всему миру.

- Из нашего кружева, в котором превалирует авторство, можно сделать всё — например, портрет Владимира Владимировича Путина. Кстати, когда он приезжал в Липецкую область ему преподнесли панно Георгия Победоносца работы наших мастериц.

Елецкие узоры — это безусловный канон. А ещё настроение, погода за окном, ягоды на кустах, птицы на ветках и лёгкие снежинки, порхающие в небесах - удивительная романтичная сказка, чистая, прозрачная, необыкновенно поэтичная и трогательная. Некоторым людям удаётся сделать сказку былью и с любовью сплести кружево жизни без помарок, чередуя самые разные детали, рисунки и нити.

- Я очень счастливый человек, потому что у меня есть любимая семья и любимое дело. И сама Любовь, которая всех нас делает добрее и чище.

Текст: Ирина Кобзева

Фото: Сергей Авилов

Галерея: 7 изображений

?