По стране и за границей
Ходит добрая молва
О елецких кружевницах,
О елецких кружевах.В. Азарин
Плетение кружева… Это древнее народное ремесло сродни высокому искусству. Равномерен, мелодичен стук-перестук деревянных коклюшек. И под эту незамысловатую мелодию рождаются кружева, тонкие, изящные. Посмотришь – залюбуешься…
Центром кружевного искусства Липецкой области является город Елец. Если спросить у его жителей, что примечательного в их городе, вам обязательно расскажут о кружевах. Они присутствуют здесь как часть жизни, передаются из поколения в поколение, словно нетающая паутина времени.
,,Историческая сторона кружевнаго промысла въ Ельце весьма скудна сообщенiями. По всей вероятности здесь, какъ и въ другихъ местахъ кружево въ виде домашняго рукоделiя процветало издавна. Оно должно было составлять одно изъ обычныхъ занятiй женъ и дочерей богатыхъ купцовъ, имевшихъ всегда много досужаго времени", – отмечает С.А. Давыдова в исследовании: «Кружевной промысел в губерниях Орловской, Вятской, Казанской и Вологодской» за 1886 г.
Софьей Александровной Давыдовой по поручению Комиссии по исследованию кустарной промышленности в России было проведено три глубоких обследования кружевного промысла Елецкого уезда в 1880 - 1886 гг. и в 1913 г. В своих работах она описывает промысел, долго существовавший в городе: это плетение при помощи 8 коклюшек из шерстяной пряжи шнура, так называемого гаруса, который шел на отделку солдатских мундиров. Но в связи с изменением солдатской формы спрос на гарус начинает падать и его место занимает кружево.
Интересно то, что для изготовления ручного кружева используются те же орудия – коклюшки и подушки, только несколько иного типа, что и при плетении гарусного шнура. Поэтому женское население Ельца и его пригородов уже давно владело, хотя и в грубой форме, техникой кружевного производства.
К началу 50-х годов XIX в. кружевоплетение полностью вытеснило производство гарусного шнура, а в 70-е годы оно уже становится развитым промыслом, представляя значительную отрасль торговли Орловской губернии.
Постепенно кружевоплетение начинает проникать в глубь уезда, распространяясь в радиусе 30 км вокруг Ельца. В «Очерках кустарных промыслов Елецкого уезда» за 1913 г. З.М. Твердова-Свавицкая сообщает: ,,Въ то время здесь вырабатывалось большею частью тонкое белое бумажное и нитяное кружево, въ небольшомъ количестве дорогое шелковое и кружевныя вещи. Старое елецкое кружево отличалось не только необычайной тонкостью и тщательностью отделки, но и высокой художественностью. Местныя кружевницы выработали особый типъ Елецкого кружева, отличительной особенностью котораго является легкiй стиль и тонкiе изящные, хотя и несколько однообразные мотивы". В елецком кружеве встречаются узоры, типичные только для этой местности: «гречишка», «жучки», «паучки», «жемчужинка», «звездочка» «павлинка», «олень».
Кружевных вещей XVIII и первой половины XIX вв. сохранилось крайне мало.
Среди них назеркальное полотенце с пришитой прошвой (узкой полоской кружева, вшитой между чем-нибудь), на которой вышита надпись: «Сей платъ шила дьяконова дочь Александра Ивановна 1801-го года».Искусствовед Валерия Александровна Фалеевадает такое описание кружеву: «Оно белое, льняное, с золотистой шелковой сканью по контурам фигур. Три из них – олень и птица справа и цветочный куст – выполнены полотнянкой, две другие – левые птица и олень – сеткой. Сетка, редкая в XVIII веке, в следующем столетии наиболее широко применяется именно в елецком кружеве. И хотя есть дата и автор кружевного изделия, но точного адреса нет. И все-таки наличие сетки и изображение оленя говорит в пользу елецкого происхождения данной вещи».
Рассматривая изделия елецких кружевниц конца XVIII – начала XIX в., убеждаешься в их самобытности и многообразии, богатстве исторически сложившихся узоров, композиций и приемов их плетения.
Уже к 1861 г. кружевной промысел в Ельце и узде достигает значительных размеров. Изготовление кружева на продажу являлось существенным подспорьем для крестьянских хозяйств, т.к. после реформы 1861 г. на крестьян тяжким бременем легли выкупные платежи.
Елецкий кружевной промысел не был чисто женским. Этой работой занимались не только женщины и девочки, но и мальчики, иногда даже мужчины. В исследовании кружевного промысла Ельца за 1886 г. Софья Александровна Давыдова пишет: ,,Однажды пришлось видеть одного осьмилетняго мальчугана за кружевной подушкой въ селенiи Грамачихи… Мальчуганъ спешилъ изо всехъ силъ, не отрывалъ глазъ отъ подушки и упорно молчалъ. Подъ конецъ, однако, онъ не выдержалъ и отвечалъ: ,, вестимо не весело плесть, да мать сказала не пуститъ на улицу, коли урокъ не доплету". А ужъ какъ ему хотелось поскорее уйти! Целая кучка его товарищей въ это время змея пускали, а онъ бедняга долженъ былъ сидеть за кружевной подушкой, да къ тому же и прятаться, чтобы сверстники не видали, а то ,,совсемъ засмеютъ".
В Ельце и его окрестностях в дореволюционное время плели белое кружево двух видов – аршинное (кусковое и мерное) и штучное. Мода на аршинное кружево никогда не проходила, изменялись только узоры. Штучное кружево – покрывала на постели и подушки, скатерти, салфетки, дорожки, воротники, блузки – было более изменчиво. Ассортимент изделий елецких кружевниц был достаточно разнообразен. Их кропотливый труд, талант и мастерство, воплощенные в тончайших кружевах, покорили весь мир.
Впервые Европа познакомилась с чудо-кружевами елецких мастеров на Всемирной выставке в Вене 1873 г., где они вызвали восхищение у всех и получили высокую оценку экспертов и посетителей. В 1882 г. елецкие кружева участвовали на Московской художественной промышленной выставке и были отмечены дипломом за разнообразие и качество кружевных изделий.
В 1880 - 1883 гг. завершается период становления кружевного промысла в Елецком уезде. По данным С.А. Давыдовой, в 1880 г. в 17 регионах России, где производилось кружево, насчитывалось 32 тысячи кружевниц. В одном лишь Елецком уезде их было 11 тысяч 607 человек. Это более 1/3 кружевниц всей России. К этому времени Елец становится важнейшим центром производства и торговли кружевом.
В 1886 г. Елец посетил В.И. Немирович-Данченко и в очерке «Елец», опубликованном в девятом номере журнала «Русская Мысль» за 1885 г., писал: ,,Одни женщины еще кое-что делаютъ зимою. Я не говорю о домашнем хозяйстве. Оно не велико и требует немного времени. Плетенiе кружевъ – одинъ изъ самыхъ старинныхъ и распространенныхъ промысловъ въ Елецкомъ уезде и самом Ельце. Особенно хороши шелковыя кружева. Они выше всякихъ сравненiй; но барыни, носящiя на себе эту прелесть, знаютъ ли, какъ оплачивается трудъ крестьянки, работающей надъ ними? При самом усердномъ занятiи, не покладая рукъ, более 15 коп. въ день не получишь, да и то с трудомъ. Дело это опять организованно такъ, что все оно идетъ въ пользу скупщиковъ, техъ же кулаковъ, или скупщицъ".
В 1886 г., по данным обследования кружевного промысла Всероссийской комиссией, в Елецком уезде насчитывалось 34892 крестьянских дворов, государственных и помещичьих крестьян, из них 24685 крестьянских дворов были заняты в кружевном промысле. Основная масса – государственные крестьяне.
Весь кружевной товар, изготовляемый в городе и в деревнях, сбывался исключительно в Ельце, где жили скупщики и торговки кружев, которые за бесценок приобретали изделия мастериц. Они же снабжали работниц нитками и «сколками» («сколок» - изображение на бумаге или другом материале узора будущего изделия с указанием технологии его плетения). В конце XIX в. качество изделий начало резко ухудшаться из-за того, что нитяное кружево стало замещаться грубым бумажным с меньшим сроком изготовления. Для скупщиков индивидуальные особенности местного производства не имели значения, важнее для них было количество. Вот что писал по этому поводу Ф.Н. Пилюгин, один из деятелей Елецкого уездного земства, много сделавший для претворения в жизнь мероприятий по улучшению положения кустарей: ,,Огромную роль въ ухудшенiи производства играют скупщики. Предлагая очень дешевыя цены и не выделяя изъ общей массы хорошую работу, они толкаютъ кружевницъ на ухудшенiе производства, такъ какъ при дешевой цене работницы стараются потерю въ цене наверстывать скоростью работы, сокращая для этого по своему усмотренiю рисунокъ и ухудшая материалъ".
И только появление в Елецком уезде приемо-сдаточных пунктов, кустарных земских складов изменило условия производства и сбыта кружевного товара. Это привело к повышению качества кружевных изделий и ослаблению монополии скупщиков.
На возрождение былой славы елецких кружев повлияли Н.А. Огарева-Стахович и М.И. Колпенская. Они создали свои школы кружевниц, подняли технику производства на более высокую ступень, возобновили некоторые старые рисунки, организовали выработку кружев исключительно из хороших материалов и тем самым сохранили за елецкими кружевами солидную репутацию.
В 1892 г. в Паленском имении Стаховичей Надежда Александровна Огарева-Стахович открыла частную школу кружевниц, которая была известна как в России, так и за рубежом. В школу принимались девушки-подростки из бедных крестьянских семей. Они жили на полном пансионе и обучались в течение четырех лет грамоте и искусству кружевоплетения. Самых талантливых учениц направляли учиться в Петербург, в Мариинскую практическую школу кружевниц и коврового ткачества. Паленская школа в Петербурге имела свой кустарный склад, который отправлял в Париж и в другие города Европы изделия елецких кружевниц. Просуществовавшая до 1916 г. Паленская школа сыграла огромную роль в развитии елецкого кружевоплетения, а Н. А. Огарева оставила о себе у жителей Пальны-Михайловки очень хорошую память.
В 1893 г. помещица Мария Ивановна Колпенская в своем имении в с. Свишни Елецкого уезда открывает профессиональную школу кружевниц. Все девушки были на полном обеспечении школы. За четырехлетний срок обучения ученицы получали общеобразовательную и профессиональную подготовку. В отличие от Паленской школы, где преобладала парная и многопарная техника плетения, свишенские мастерицы специализировались на изготовлении штучного кружева в сцепной технике. Свою продукцию М.И. Колпенская ежегодно сдавала на кустарный склад в Петербурге на сумму в 20 тыс. рублей в год. Свишенская школа была одной из лучших в уезде, она просуществовала 15 лет до 1905 г., выпустив около 500 талантливых мастериц кружевоплетения.
Небольшие школы возникали в это время и в других населенных пунктах уезда.
Среди ельчанок самыми искусными мастерицами считались монахини Знаменского монастыря. Более 200 монахинь плели кружево. ,,Матушка игуменья женского монастыря въ честь Знаменской Богородицы въ Ельце, говоря о рисункахъ, встречающихся у елецкихъ мастерицъ, полагала что узоры крестиками ниточками происхожденiя азiатского, такъ какъ княжество Елецкое было часто разоряемо набегами татаръ, от коихъ многiе узоры и перешли к намъ". Так рассказывает С.А. Давыдова в книге «Русские кружева и русские кружевницы», изданной в 1892 г. Эта книга стала первым научным трудом по истории, экономике, статистике развития кружевного промысла в различных регионах страны.
Монастырь был своего рода школой для елецких кружевниц. Там изготовлялись «сколки» и принимались заказы на кружева для украшения церквей, одежды священнослужителей, а также на штучные изделия из серебряных и золотых нитей для императорского двора.
Показателем расцвета елецкого кружевного промысла стал елецкий валансьен. Этот вид кружева отличался изяществом и легкостью. Название он получил по аналогии с французским валансьеном. Считалось, что елецкий вид был не хуже французского. Особенность кружевных изделий этого вида кружев в том, что узоры его расположены на свободном прозрачном фоне типа тюлевой сетки. Между тем, елецкое кружево значительно отличается от французского. Французские кружевницы плели фон и узор одинаково тонкими нитями, поэтому узоры кружева как бы утопали в светлом фоне, теряли четкость и художественную выразительность. Елецкие же кружевницы для большей рельефности, сочности рисунка вкладывали по контору узора более толстую нить (скань), иногда для большей четкости рисунка использовали нитки из шелка и бумаги различной тонкости. Также елецкие кружевницы для фона применяли разнообразные сетки, причем некоторые из них были доступны для плетения только елецким мастерицам.
Нельзя не сказать еще об одном отличии: французские, а в некоторых регионах и русские кружевницы при плетении валансьена начинали и заканчивали работу над кружевом с одним и тем же количеством коклюшек, елецкие же кружевницы в зависимости от сложности рисунка добавляли или снимали количество пар коклюшек.
Изделия елецких кружевниц, проникнутые неистощимой фантазией, красотой и изяществом, вывозились во многие города России и за ее пределы и пользовались большим спросом.
В годы первой мировой войны кружевной промысел в Ельце пришел почти в полный упадок. Не было сырья, уменьшился спрос на изделия. Многие кружевницы вынуждены были оставить любимое ремесло.
Позитивные изменения в развитии и процветании елецкого кружевного промысла начались только после 1917 г., когда в Елецком уезде кооперативные артели кружевниц объединились в Елецкое товарищество, в 1924 г. преобразованное в «Елецкий союз кружевниц». Уже в 1936 г. елецкие кружева с успехом демонстрировались на Международной выставке в Нью-Йорке и были удостоены «Большой золотой медали». В 1937 г. «Елецкий союз кружевниц» представлял свои художественные изделия на Международной выставке в Париже, и снова елецкие кружевницы были отмечены «Золотой медалью».
Великая Отечественная война почти на два года прервала работу кружевниц. Многие мастерицы приняли непосредственное участие в войне. Кружевные артели были переведены на изготовление теплых вещей для бойцов: шили рукавицы, белье, носки. Годы войны глубоко отразились на промысле, многие образцы кружев были утеряны, большинство сколков, хранивших интереснейшие старинные узоры, сгорели.
В 1943 г. Указом Правительства СССР было принято постановление о восстановлении елецкого кружевного промысла. И уже в сентябре того же года была открыта школа по подготовке мастеров кружевного производства, ставшая впоследствии профтехучилищем.
В послевоенный период «Елецкий союз кружевниц» проделал большую работу по обновлению и расширению ассортимента, по улучшению качества продукции.
Елецкие кружевные изделия были представлены почти на всех международных и отечественных выставках, демонстрируя огромный ассортимент выпускаемой продукции. Неоценимую помощь в развитии творчества ельчанок сыграло содружество с Московским научно-исследовательским институтом художественной промышленности.
Возрождение кружевного промысла в послевоенный период во многом обязано мастерству одной из старейших кружевниц елецкого промысла Д.Н. Матюхиной (1874 - 1964 гг.). Она привнесла свой вклад в возрождение елецкого кружевоплетения. Дар ее бесценен. Образцы прежних узоров, старые сколки, утерянные в годы военного лихолетья, нужно было собирать и восстанавливать. Много осталось только в памяти старой кружевницы, благодаря Дарье Николаевне были возрождены старые узоры.
Родилась Д.Н. Матюхина в с. Паниковец (Крутой Паниковец) Елецкого уезда. Плести кружева она начала с раннего детства. Это ремесло в семье было потомственным: плела бабушка, плела мать. Свое мастерство они передали Дарье. Всю свою жизнь она посвятила плетению кружев. Чтобы воплотить в жизнь задуманное, ей приходилось в работе использовать рекордное количество коклюшек, до 500 пар. Ее мастерство и фантазия восхищали ценителей и любителей льняных узоров в разных странах. Мастерицей создано много оригинальных кружев собственной композиции. Смотришь на кружева Дарьи Николаевны и не можешь налюбоваться их легкостью, ажурностью. Кажется, будто сотканы они из невесомых снежинок. На Каирской Международной выставке художественные кружевные панно, скатерти, различные штучные изделия, созданные руками 70-летней кружевницы из Ельца, получили высшую награду – Диплом и «Золотую медаль». Она первая из елецких кружевниц удостоена Диплома первой степени Торговой палаты СССР. Скульптурный портрет Д.Н. Матюхиной работы Беляевой-Поповой Н.П. находится в Елецком музее ремесел, а неповторимые изделия кружевницы хранятся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, в краеведческих музеях Орла, Липецка, Ельца и др. городов.
Большую роль в восстановлении промысла сыграла деятельность Александры Георгиевны (1914 - ?) и Полины Георгиевны (1916 - ?) Петровых. Для сестер Полины и Александры детство было неразрывно связано со звоном коклюшек. Родом сестры из д. Алексеевка Становлянской волости Елецкого уезда. В их многодетной крестьянской семье кружева плели все женщины: бабушка, мать и старшая из сестер – Мария. Первые шаги в кружевоплетении девочки начали делать еще подростками. После окончания Московского художественно-промышленного училища им. М.И. Калинина некоторое время работали в Вологде. После войны вернулись в Елец. Время расцвета их мастерства пришлось на 1950-е гг. Это был переломный момент в развитии елецкого кружевного промысла: старинному промыслу были необходимы свежие идеи, созвучные времени. И большую роль в осовременновании старейшего промысла сыграл переход мастериц с парной техники на сцепную, которая дала возможность разнообразить орнамент, расширить ассортимент.
При всем стилистическом единстве елецкого кружева, каждый мастер отличается своей индивидуальной манерой, если он настоящий мастер.
Стиль П.Г. Петровой – лиричный, с использованием излюбленного растительного орнамента, удачным выбором традиционных и современных решеток. Опираясь на старинные узоры и творчески перерабатывая их, художница создала много оригинальных кружевных изделий – скатертей, занавесей, панно, дорожек. В работах мастера выражено глубокое понимание прошлого и настоящего.
Полина Георгиевна шла к вершинам своего любимого искусства через мучительное преодоление неуверенности в себе и не менее страстные поиски собственных изобразительных средств. И ее мастерство было оценено по достоинству.
П.Г. Петрова – участник различных Всесоюзных и Международных выставок, ее работы награждались золотыми и серебряными медалями, дипломами. Кружевные изделия мастера хранятся в Музее прикладного искусства России.
А.Г. Петрова (Оболенская) с 1946-1954 гг. работала заведующей производством в Союзе елецких кружевниц. Затем директором Елецкой художественной профессионально-технической кружевной школы. Ее огромная заслуга в подготовке квалифицированных кадров – мастеров кружевного дела.
Значительный вклад в организацию производства елецкого кружева, его обновление в 70-х годах внесла талантливая художница, участник войны Валентина Ивановна Григорьева (1924 - 2004 гг.).
В.И. Григорьеа родилась в с. Долгоруково Орловской области. Кружевоплетению училась у матери с 10 лет. После войны окончила Московское художественно-промышленное училище им. М.И. Калинина. Более 20 лет она работала главным художником в елецком комбинате художественных промыслов. Она член Союза художников СССР, награждена орденом Трудового Красного Знамени, а в 1967 г. – серебряной медалью ВДНХ.
Расцвет творческой деятельности В.И. Григорьевой относится к 1960-1970 гг. Ей принадлежит много уникальных штучных работ: скатерти, покрывала, занавесы, дорожки. В кружевных изделиях мастерицы преобладают природно-растительные мотивы. Сильная сторона ее творчества заключается в сочетании динамичности ее композиций с задушевностью и лиричностью в изображении узоров и мотивов.
Сестры Петровы, В.И. Григорьева и старейшая кружевница Д.Н. Матюхина наряду с другими молодыми художницами внесли большой вклад в совершенствование и повышение художественных качеств елецкого кружева.
В 1960 г. в связи с реорганизацией промысловой кооперации «Елецкий Союз кружевниц» стал комбинатом художественных промыслов. В 1972 г. кружевной промысел первым в городе получил право выпуска кружевной продукции со Знаком качества. В 1974 г. произошло переименование организации в Производственно-художественное объединение (ПХО) «Елецкие кружева».
Начало 90-х годов было переломным в развитии кружевного промысла. В объединение «Елецкие кружева» были включены 29 производственных бригад, расположенных по всей Липецкой области. По качеству продукции Елец занимал 1-ое место в России.
Годы рыночных реформ отразились на судьбе кружевниц: стране стало не до кружева. Численность кружевниц-надомниц сократилась наполовину, объем производства упал катастрофически, зарплаты не выплачивались месяцами. На предприятии наступили непростые времена, и несмотря на трудности, объединение «Елецкие кружева» искало пути выживания. В 1994 г. фирма «Елецкие кружева» на выставке в Москве «Сибирь – 94» была награждена золотой медалью. В 1996-1997 гг. мастера и художники Ельца успешно участвовали в конкурсах, посвященных юбилеям Москвы и Ельца. С 1996 г. предприятием руководил Ю.П. Сосов, сумевший вывести коллектив из кризисного состояния. Только за 2000 г. фирма «Елецкие кружева» получила более 30 дипломов и благодарственных писем, свидетельствующих о сохранении и развитие национальных традиций.
С апреля 2014 г. генеральным директором фирмы стала Мария Карлина, которая уверена, что у предприятия есть хорошие перспективы на дальнейшее развитие. Творческий процесс в коллективе «Елецких кружев» не прерывается.
До сих пор, благодаря настоящим мастерам своего дела, не увядает слава кружев Ельца. Елецкое кружево элегантно, изящно, воздушно. Елецкий кружевной узор не похож ни на какой другой. Если сравнивать с вологодским, то он более тонкий и легкий. Это о елецких кружевах сказал в свое время замечательный скульптор Сергей Тимофеевич Коненков: «Разве можно не залюбоваться кружевной метелью елецких мастериц, списывающих свои узоры с окон и деревьев, разукрашенных русским морозом». Изделия современных кружевниц не уступают по качеству старинным образцам, приумножая в красоте вековые традиции. Хочется надеяться, что елецкие кружева будут очаровывать нас и в будущем.
Гл. библиотекарь ОГЕЛ
Буева И.А.