Интернет-магазин создали после того, как врио губернатора Липецкой области Игорь Артамонов увидел в одном из районов качественные работы местных ремесленников. Глава региона предложил создать площадку для продаж в Сети. Сначала к этому отнеслись скептически - ремесленники не маркетологи, продавать свои работы не умеют. Но власти решили: пусть продают те, кто этому обучен.
Ассортимент интернет-магазина, презентация которого прошла несколько дней назад, не так широк, как на более популярных площадках, однако и здесь есть на что посмотреть. Разброс цен - от 120 рублей за глиняную свистульку до 18 тысяч за соломенную куклу. В управлении культуры и туризма Липецкой области, курирующем работу магазина, рассказали, что пока на сайте чуть больше ста товаров от 25 мастеров. Однако совсем скоро каталог пополнится новыми изделиями.
Важно, чтобы главы районов вплотную занялись поиском и продвижением работ мастеров, убедили их, что это выгодно.
- Нужно обеспечить всем умельцам доступ к интернет-площадке. Это поможет мастерам быстрее реализовывать свою продукцию, - уверен врио главы региона.
Опыт интернет-продаж оригинальных липецких ремесел уже есть. Фабрика елецких кружев давно открыла свой интернет-магазин, и, как отметила генеральный директор Мария Карлина, обороты этой площадки постепенно растут.
Мастера опасаются, что через интернет-магазин станут продавать кустарные поделки, не имеющие художественной ценности- Конечно, нельзя сравнивать интернет-магазин и наши фирменные торговые точки, дающие неплохую выручку в экскурсионные дни, - рассказала она. - Много продаётся и на ярмарках, выставках, к примеру, в Москве. Люди понимают, что это настоящее кружево. У нас есть товарный знак, наши работы - образцы художественного промысла, признанные минпромторгом. Однако и у интернет-продаж есть будущее, ведь не каждый сможет приехать в Москву, чтобы купить наше постельное белье или наборы для столовых. А заказать на сайте - запросто.
Однако есть и другое мнение: рост интернет-продаж, по мнению мастеров, может обесценить уникальные ремесла. Светлана Пастухова, преподаватель гончарного мастерства для особенных детей в грязинской школе, рассказала, что реализовала несколько своих работ с помощью сайта. Но радоваться она не спешит.
- На сайт должен быть очень серьёзный экспертный отбор, - уверена она.
Интернет-магазин Светлана Пастухова считает не коммерческим проектом, а имиджевым для липецких ремесленников. Поэтому она и предостерегает от увлечения кустарными работами "бабушек", которых сейчас могут найти главы районов, спешащие отчитаться перед региональными властями.
- Вкусовщина и поделки - вот что мы увидим в большинстве случаев, - убеждена Пастухова. - При всём уважении к бабушкам.
Сама Светлана как мастер не заинтересована в работах на продажу. Она учит своему ремеслу особенных детей и хочет создавать сувенирную продукцию вместе с воспитанниками. Женщина говорит, что это позволило бы поддержать многих её подопечных, которые в будущем, возможно, не смогут обучиться какой-либо профессии. Поддержать морально, подчеркивает Пастухова, ведь больших прибылей пока никто из ремесленников от интернет-продаж не ждёт.
В этом мнении сходятся многие мастера: чтобы не разочаровывать потенциальных покупателей, нужен строгий отбор.
Павел Семенов, организатор фестиваля исторической реконструкции "Русборг":
- Давайте посмотрим на ситуацию с липецкими сувенирами непредвзято. Есть ли вообще потребность в них? Сколько пользователей ищут в интернете липецкие сувениры? Wordstat выдает данные: 70 запросов на "Липецкие сувениры" в месяц. "Елецкие сувениры" - 45 запросов.
Я в течение трёх лет пытался добиться от бабушек, чтобы они вместо шерстяных носков, связанных крючком, начали вязать носки иглой и продавать их на "Русборге". Живут бабушки недалеко, пух от коз у них свой. Носки, связанные крючком, продают на базаре за 200 рублей. Носков, связанных иглой, дешевле 1 000 рублей не бывает. А бабушки мне отвечают: "Это учиться надо, а на кой?! Такие бяритя!"
Следует признать, что никакого сувенирного производства у нас нет. Потому что нет турпотока и продавать сувениры некому. Единственный рабочий вариант - продажи на событийных мероприятиях, но там работают те, кто быстро ориентируется, то есть бизнесмены. Бабушки с ними конкурировать не смогут. Для организации продаж через интернет у нас нет ни товара, ни спроса. Надо начинать работать с теми, кто уже сейчас трудится в сфере туризма и приёма гостей. Объединять тех, кто проводит событийные мероприятия, строит и эксплуатирует турбазы, организует походы, сплавы, экскурсии. Этих людей надо спросить: "Что вам надо для увеличения турпотока?" И по результатам опроса решать, что делать, во что и где вкладывать деньги. Потому что проще развивать то, что уже есть, и там, где это уже работает.