Поисковая система Интернета на запрос о елецком кружеве даст сотни ссылок, благодаря которым каждый житель планеты может узнать, как зародился этот народный промысел, как сшила «диаконова дочь» в 1801 году плат. А еще про то, что именно этот год и стал документально подтвержденной датой рождения елецкого кружева.
Последние девяносто пять лет традиции мастериц бережно хранят и развивают на предприятии с одноименным названием «Елецкие кружева». Менялся его статус, но неизменным оставалось максимальное использование творческого ручного труда настоящих художников. И именно это по-прежнему определяет неповторимость выпускаемых здесь изделий.
ХХI век стал переломным в судьбе фабрики. Несколько лет назад она оказалась на грани краха: миллионные долги по зарплате вынудили опытных мастериц покинуть трудовой коллектив, заявление «по собственному» писали целыми бригадами. Спасали предприятие, как говорится, всем миром - и его новое руководство, и власти города. Выбранная впоследствии политика, направленная на решение первоочередных задач, дала результаты: сумев преодолеть сложный период, на фабрике расплатились со всеми долгами. Затем занялись бытовыми вопросами. В прошлом году, к примеру, провели газ, обновили автопарк. И еще объединили производства, переведя под одну крышу строчевышивальный цех, который располагался в другом районе города, тем самым сократив расходы на содержание огромного помещения.
Побывав с экскурсией во всех цехах, мы вместе с генеральным директором фирмы Марией Карлиной заглянули и сюда. Прошли по старинной кованой лестнице (все цеха фабрики располагаются в здании, признанном культурным памятником федерального значения), украшенной дипломами, свидетельствами и грамотами, полученными предприятием за создание уникальных произведений искусства. Работницы, используя четыре вида вышивки, изготавливают постельное белье, женские и детские комплекты, домашнюю одежду.
А вот в экспериментальном цехе, возрожденном в прошлом году, создается весь фабричный ассортимент. Молодые художники-конструкторы, выпускницы ЕГУ имени И.А. Бунина Анастасия Тимохина и Екатерина Савушкина отвечают за формирование сувенирной продукции. Тут же строчат на машинках швеи. Под их руками воздушные пижамы, сарафаны, скатерти обретают неповторимый вид.
Продукция фабрики «Елецкие кружева» успешно реализуется почти в полусотне регионов России, есть заказы и зарубежных потребителей. Гендиректор рассказала, что у каждого региона - свой вкус и заявки. Южное направление, к примеру, Дагестан, предпочитает белые, расшитые кружевами постельные комплекты, столичные центры - Москва, Санкт-Петербург - ждут изделия ручной работы. Одним нравится серый лен, другим - батист и муслин. С недавних пор именно женские костюмы благодаря своей посадке по фигуре любого размера стали пользоваться большим спросом. Шьются они сплошь из отечественных натуральных тканей. В планах руководителя фабрики открыть фирменный магазин при предприятии и создать торговую сеть елецкого кружева по стране, чтобы реализовывать товар по фабричным ценам, минуя посредников.
Ассортимент выпускаемой продукции огромен, насчитывает более двух тысяч наименований. Процентов на восемьдесят - это ручная работа. Лишь часть технологического процесса остается за швейными и вышивальными машинами. К слову, в конце прошлого года в гости к кружевницам приезжала делегация из Финляндии. И особое впечатление на них произвел именно машинный цех. Для отечественного же потребителя важно то, что участие машин в производстве позволяет выпускать изделия, доступные многим поклонникам кружева по цене.
Экскурсия по фабрике завершилась в знаковом для кружевниц месте - музее предприятия, где каждому рукотворному чуду, сотворенному за последние почти сто лет, нашлось почетное место. Даже в годы Великой Отечественной войны в Ельце не дали умереть кружевному промыслу, о чем свидетельствуют и экспонаты музея.
Сегодня же коллекции изделий елецких кружевниц хранятся в Музее народного искусства, Государственном Русском музее, Государственном музее этнографии СССР, Загорском государственном историко-художественном музее-заповеднике, краеведческих музеях многих городов.
Именно здесь, на фабрике, глядя на рукотворную невесомую сказку, посетители думают о том, чтобы не прервалась тонкая нить, соединяющая прошлое и будущее. И новые поколения мастериц, старательно склонив голову над рисунком, продолжали бы плести ажурную историю своего города, храня традиции в веках.