Москва 3-5 ноября 2016 www.культура-детям.рф
3-5 ноября 2016 г. Ассоциация участников рынка артиндустрии провела VI Образовательный Форум для специалистов дополнительного образования, внеурочной и культурно-досуговой деятельности «Достояние России. Народная художественная культура-детям». Это одно из важнейших мероприятий Ассоциации, поскольку поддержка и содействие развитию художественного образования в России – это основополагающая задача ее деятельности.
Значимость Форума оценили государственные и общественные организации. Его проведение поддержали: Институт художественного образования и культурологии РАО, ФГБУК Всероссийский центр художественного творчества Министерства образования и науки РФ, Московский институт открытого образования (МИОО), Колледж архитектуры, дизайна и реинжиниринга №26, Национальный союз народных художественных промыслов, Национальная родительская ассоциация, Благотворительный Фонд «Национальное единство», Ассоциация учителей образовательной области «Искусство» города Москвы.
Конечно же Форум не смог бы состояться, если бы не его спонсоры - Фирма «ГАММА» и компания «ЭЛФОРТ», а также фирмы-участницы: ОАО «ГАММА», ООО «Артефакт», ООО «Матренин Посад», ООО «Хобби-Склад», КЕРАМИСТАМ.РУ, ООО «Фила Статионари», ООО «Рельеф-Центр», Лавровская фабрика художественной росписи, FREEDECOR тм, ГИПСОВЫЕ ФИГУРЫ тм, ООО «Синкопа Плюс», ООО «Художественные материалы», ООО «Мир шитья и рукоделия», ООО «Мапед Рус», ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура», ООО Издательство «Союз художников», ООО «Издательство «Композитор», ООО «Издательство «Учитель», Представительство фирмы «КАСИО Европа ГмбХ», ООО «РуссКом-РекТех», Ордена «Знак Почета» ЗАО «Хохломская роспись», ООО «Комбинат оренбургских пуховых платков», ООО «Карельские узоры», ООО Фабрика Народных Художественных промыслов «Елецкие кружева», ООО «Школьная Классика», ООО «Тульская гармонь», ООО «Сити» GIGO тм, The Clay and Paint Factory SA (Бельгия), Радио Гамаюн.
На что мы хотели обратить внимание педагогов и директоров образовательных организаций? Прежде всего на то, что художественное образование детей приобретает сегодня новый смысл - стране нужны креативные, творческие кадры, способные созидать и двигать экономику вперед. Художественное образование и художественное творчество - это путь к воспитанию креативности, дисциплинированности, терпимости, развитию критического мышления, умению решать проблемы и желанию общаться, а это главные требования, которые выдвигают все крупнейшие работодатели России к кандидатам на рабочие места. Художественное образование необходимо ребенку, если он решит связать свое будущее с креативной индустрией: телевидением и кино, анимацией и рекламой, художественной промышленностью, либо предпочтет работать в производстве товаров для творчества и рукоделия, в легкой промышленности, fashion индустрии, либо станет производителем товаров широкого потребления, и т.д. В России сегодня слишком мало тех, кто умеет создавать красивые и удобные вещи, которые могли бы пользоваться спросом, приносить доход производителю и удовольствие пользователю. Промышленности сегодня нужны высококлассные дизайнеры. Строителям - архитекторы. IT-индустрии - дизайнеры интерфейсов и художники компьютерной графики. На арт-педагогах лежит огромная ответственность за подготовку и воспитание креативного поколения, и они могут быть уверены, что арт-индустрия поможет и предоставит лучшие ресурсы, чтобы они справились с этой задачей.
Привлечь современных детей к художественному творчеству стало намного сложнее. Занятия с детьми должны быть организованы таким образом, чтобы общение с музыкой, изобразительным искусством, декоративно-прикладным творчеством, освоение ремесел, изучение народной культуры вызывали у них самый искренний интерес и удовольствие. Мы убеждены, что система образования без помощи разработчиков и производителей средств обучения для художественного образования не сможет справится с этой задачей, ведь большинство инноваций создают именно они, а педагогам необходимо лишь вовремя знакомиться с новинками, оценивать образовательный потенциал и максимально быстро внедрять в свои занятия.
Мы постарались создать на площадке Форума все условия для того, чтобы педагоги смогли узнать о современных программах и технологиях, освоили новейшие художественные материалы, оборудование и музыкальные инструменты, пообщались с мастерами народного искусства и декоративно-прикладного творчества, профессиональными художниками и композиторами, известными исследователями детского художественного творчества, разобрались во всем многообразии художественного образования и сравнили с ситуацией в своих образовательных организациях. Вот что говорит участница Форума Татьяна Розина, г.Москва: «Очень рада, что стала участником такого замечательного Форума - праздника творчества, новых открытий, решения актуальных педагогических проблем. Уверена, что каждый педагог, принимая участие в совместном обсуждении новых подходов в обучении, отрабатывая на практике инновационные приемы и техники, стал частью единого процесса объединения усилий представителей системы образования, творческих сообществ и производителей. Итогом этого процесса станет профессиональное развитие педагога». Ольга Кованева, педагог дополнительного образования МБОУ СШ №10 г. Чехов, Московская область: «Необходимость в мероприятиях такого формата назревала давно. И это так замечательно, что наши умения умножаются, преображаются! Рядом профессиональные мастера, которые до мельчайших подробностей объяснят, растолкуют, зажгут искру! Я третий год приезжаю на Форум, познакомилась ни с одной техникой, стараюсь самостоятельно развиваться в выбранных направлениях и передавать все накопленное детям».
Форум «Достояние России. Народная художественная культура - детям» - был призван показать, как средствами искусства можно добиваться результатов в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Форум - это единственное в России образовательное мероприятие, где традиционно принимают участие предприятия народных художественных промыслов, главные художники и мастера проводят занятия с педагогами, позволяя получить глубокие знания о народном искусстве как источнике патриотического воспитания, взаимосвязи истории и культуры. Для многонациональной России разнообразие народного творчества - это и бесценное наследие, и общенациональное преимущество, ведь культура народов России способствует сближению и взаимопониманию между людьми, утверждению принципов согласия и толерантности. Была представлена и последняя разработка - Набор Учителя «Достояние России. Народные художественные промыслы» (www.набор-нхп.рф) - учебно-методический комплекс, предназначенный для организации занятий с детьми 5-7 лет, который позволит по-новому заниматься патриотическим воспитанием детей. Данный проект реализуется в государственно-частном партнерском взаимодействии с Минпромторгом РФ, Национальным союзом народных художественных промыслов, 5 предприятиями НХП.
Также главные художники и мастера предприятий народных художественных промыслов провели занятия с педагогами по павловопосадскому платочному рисунку, росписи гжели и хохломы, плетению елецких кружев и пр.
Нас как организаторов не может ни радовать, что популярность Форума растет год от года и в этот раз в нем приняло участие около 1000 педагогов и специалистов организаций дошкольного, среднего, средне-специального и высшего образования из 170 городов и населенных пунктов России. Производители и поставщики товаров для детского творчества в области изобразительного, декоративно-прикладного творчества, музыки провели свыше 360 практико-ориентированных мастер-классов. Впечатлением от занятий с педагогами поделилась ведущая мастер-классов по работе с полимерной глиной Cernit Русалина, республика Крым: «Мне очень понравилось проводить мастер-классы именно для этой аудитории. Учителя открыты к новым знаниям, с интересном знакомятся с материалами, впитывают информацию и перенимают навыки. Иногда с удивлением, иногда с настороженностью. Использовали каждую минутку, каждый шанс, чтобы попасть на мой мастер-класс! У многих загорелись глаза, и я этому искренне рада, ведь мир полимерной глины удивительный и многогранный! За эти 3 дня я дала 15 уроков для 174 педагогов и очень надеюсь, что многие из них познакомят своих юных воспитанников с этим необычным материалом».
Хочется отметить и обширную деловую программу Форума.
3 ноября состоялся семинар «Роль декоративного-прикладного искусства в самоидентификации современного человека», подготовленный преподавателями, аспирантами и магистрами Института искусств ФГБОУ ВПО «Московского педагогического государственного университета», а организаторами семинара стали Председатель ассоциации учителей образовательной области «Искусство» города Москвы, Первый проректор Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, кандидат педагогических наук Н.В.Курбатова; методист, кандидат наук О.В.Мартьянова. Провела семинар член-корр. Международной академии наук педагогического образования (МАНПО), профессор, кандидат педагогических наук, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства Института искусств Г.В. Черемных, которая выступила и с научным докладом на тему: «Миссия декоративно-прикладного искусства в установлении самоидентификации современного человека». Были рассмотрены вопросы, являющиеся теорией декоративно-прикладного искусства, реальной практикой преподавания в Институте искусств, что влияет на самоидентификацию человека, функционирование образовательной среды. По материалам многолетних проводимых педагогических исследований, успешного и разнообразного преподавания декоративно-прикладного искусства в Институте искусств выступили доценты – Р.Н. Железкин, Е.Н. Корнеева, их сообщения сопровождались презентациями, раскрывающими технологию кистевой росписи, работу студенческого театра реконструкции костюма «Вервица». Ю.С.Калганова предоставила обзоры по вопросам традиционного искусства - художественной ковке. С материалами научных исследований по теме «Инновационные технологии в художественном образовании» выступили - Г.А.Галиева (современные технологии преподавания искусства, педагогические условия), Е.Н. Дымова (войлоковаляние на занятиях с детьми младшего школьного возраста), П.А.Меньшикова (обучение декоративной росписи в досуговой деятельности), М.А.Васильева (развитие младших школьников средствами фотографии). В работе семинара приняли участие – Е.А. Мешенникова, О.А. Зубанова. Семинар стал еще и важной беседой, посвященной значимости сохранения художественных традиций и педагогического отношения к развитию творческих способностей обучающихся средствами искусства, что сегодня необходимо для воспитания патриотических чувств, национального самосознания. Были высказаны педагогические мысли о содержании преподавания народного декоративно-прикладного искусства, расширении культурных обменов.
4 ноября состоялась Конференция «Достояние России. Народная художественная культура - детям», которая проходила в двух секциях: «Изобразительное искусство» и «Музыка». Со-организатором конференции стало Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования». Работа в тесном контакте Ассоциации и Института позволила приобщить участников Форума к важнейшим современным проблемам в области художественного образования. Разнообразие тематик выступлений и мастер-классов сотрудников Института была связана с актуальными вопросами приобщения детей и молодежи к художественной культуре с помощью разных видов творческой деятельности и условиями их организации в рамках реальных образовательных учреждений разного типа в системе дополнительного образования в интеграции с основным образованием на всех ступенях обучения (дошкольного, начального, основного, дополнительного, специального). Затрагивались основные сферы художественно-творческого развития детей и молодежи - музыка, изобразительное творчество, учебная литература, фестивали и конкурсы. С приветственным словом выступила директор Института Е.М. Акишина, которая познакомила слушателей с современными проблемами Института и новой концепцией развития предметной области «Искусство».
Деловая программа состояла из следующих выступлений:
— Е.В. Боякова и Дьяченко Л.Ю. представили интереснейшей проект «Народные инструменты детям», в котором раскрыли проблему представления русской народной песни, как человеческой судьбы. Композитор В.О. Усачева, продолжила эту же тему, ее мастер-класс назывался «Песня- существительное женского рода».
— Композитор И.М. Красильников раскрыл перед слушателями свой уникальный проект «Музицирование для всех» по приобщению школьников России к музицированию, как важнейшей составляющей сохранения высокого художественного качества получаемых музыкальных продуктов. А М.С. Красильникова представила проект «Дети на оперной сцене» на примере работы школ по освоению оперы «Малахитовая шкатулка», написанной современным композитором А. Батиным по мотивам сказов П.П.Бажова.
— А.С.Кабанов сотрудник ГРЦРФ МинКульт РФ в своем выступлении показал технологию вовлечения новичка в звукомир русского фольклора (фольклорный ансамбль открытого типа), как новую модель организации культурного пространства в условиях современного города. Музыковед-фольклорист, Утешева А.Ю. познакомила с традиционными играми и музыкальным фольклором в воспитании детей дошкольного возраста.
В деловой программе секции «Изобразительное искусство» основной акцент был сделан на обучении и воспитании детей общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования. Так Л.Г. Савенкова представила слушателям интегрированные учебники нового поколения по изобразительному искусству для 1-8 классов. Н.Н.Фомина познакомила с уникальной коллекцией детского рисунка Института художественного образования и культурологии РАО, в которой хранятся работы детей с конца ХIХ в. из 40 стран мира. Она выделила важнейшие проблемы изучения и сохранения произведений художественного творчества детей, как документов истории культуры и общества, педагогики и психологии. Продолжая линию Н.Н. Фоминой, Т.А. Копцева представила свой уникальный многолетний проект «Передвижная выставка детского рисунка: Я вижу мир», обосновав воспитательный потенциал передвижных выставок детского изобразительного творчества, раскрыла критерии оценки и конкурсного отбора детских рисунков.
Е.С.Медкова предложила слушателям оригинальную двухуровневую модель обучения в освоении проблемы восстановления в образовательном процессе начальной и основной школы системного изучения народной фольклорной культуры. А профессиональный художник, Д.И. Белов, поделился своим опытом обучения подростков и взрослых академическому рисунку и живописи.
Интерес слушателей вызвало выступление Н.Н. Михайловой - научного руководителя социально-образовательных программ Ассоциации участников рынка артиндустрии на тему «Достояние России. Народные художественные промыслы», где была представлена презентация новейшей программы дополнительного образования для детей 5-7 лет Н.В. Севрюковой.
Нельзя не отметить и четыре мастер-класса: И.А. Лыковой «Гимн солнцу: солярные знаки в народном искусстве и детском творчестве», Н.В. Севрюковой по композиции «Современные украшения», Н.К. Гараниной - «Дымковская игрушка» и В.В. Комлевой - «Театральные способы общения внутри образовательного пространства». Мастер-классы вызвали наибольшой интерес слушателей, так как в процессе знакомства с особенности работы с новыми художественными материалами, была представлена специфика работы с детьми, что особенно важно, так как такая форма знакомства с материалом намного обогащает общение с педагогами.
Это связано с тем, что научно-методическое сопровождение процесса обучения детей особенностям инновационной деятельности с художественными материалами и технологиями обучения обосновано серьезными научными исследованиями, в том числе в области психолого-педагогического сопровождения и проблем определения уровня художественной развитости ребенка.
Только в деловой программе организованной сотрудниками Института художественного образования и культурологии РАО приняло участие более 120 человек, а в работе мастер-классов около 60 участников.
Говорить о художественном образовании и упустить из виду арт-терапию и ее значение для детей с ограниченными возможностями здоровья мы конечно же не могли. Поэтому 5 ноября прошел Круглый стол «Арт-педагогика: значение и основные направления в работе с тяжело и длительно болеющими детьми в условиях стационаров медицинских учреждений», со-организатором которого стал Благотворительный Фонд «Народное единство». Своим опытом поделились педагоги дополнительного образования и тьюторы проекта «Учим/знаем» - Иван Гусев, Светлана Агафонова и Наталья Саломахина. Этот федеральный проект уже несколько лет реализуется на базе Российской детской клинической больницы и Федерального детского центра гематологии, онкологии и иммунологии им. Димы Рогачева. Арт-терапия в этих лечебных учреждениях занимает ведущее место в программе основной реабилитации детей, страдающих тяжелыми заболеваниями. Самые распространенные формы, которые активно используются педагогами: рисование по трафарету, живопись пластилином, выжигание и оригами. Все занятия проводятся и в игровых комнатах, и в условиях больничной палаты.
Обучение и развитие ребенка, перенесшего тяжелое заболевание или еще находящегося на лечении, сопряжено с рядом трудностей. Длительная, связанная с лечением изоляция таких детей, негативно сказывается на формировании их коммуникативных навыков, мотивации к любой активной деятельности. При выборе материала для занятий арт-терапией важно учитывать особенности заболевания, эмоционального состояния, возраста и личности ребенка. Ребенку лучше дать возможность самому выбирать средства для изобразительной деятельности. Все задания выстраиваются по принципу – от простого к сложному. И, как правило, в каждом принимают участие и родители, которые осваивают новые навыки и могут впоследствии заниматься с ребенком дома.
Арт-терапией занимаются и во многих детских центрах Москвы. По словам Виктории Андрейчук, педагога Центра Творчества «На Вадковском», занятия такими видами художественно-творческой деятельности, как лепка, моделирование, аппликация, работа с природными материалами, живопись, рисунок, рассматривание картин и иллюстраций вызывают у ребенка живой отклик, активизируют творческую мысль, способствуют развитию художественного познания и несут арт-терапевтическое воздействие.
Говорили на Круглом столе и об инклюзивных формах современного образования. Главный специалист отдела программ детского и семейного отдыха ГАУ «Мосгортур» Марина Вязовкина рассказала, что совместный отдых детей, имеющих особенности развития, и детей здоровых, пользуется большим успехом. И речь идет уже не только о новом формате обучения и социализации, но и новым уровне общественного сознания.
Тема арт-терапии поднималась и в зоне мастер-классов. Невероятно интересные занятия провел Копытин Александр Иванович, доктор медицинских наук, доцент кафедры психотерапии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова, председатель Арт-терапевтической ассоциации совместно с компанией Керамистам.ру, ведь работа с глиной - одно из лучших арт-терапевтических средств для реабилитации и социализации детей.
Последний день Форума стал и «Днем профессионального мастерства» для педагогов-художников. И случилось это благодаря помощи компании «Фила Статионари» и ООО «Художественные материалы». Занятия с педагогами провели профессора ведущих высших учебных заведений: МГАХИ им. В.И. Сурикова и Московского государственного университета дизайна и технологий.
Аверьянов Владимир, профессор кафедры графики МГАХИ им. В.И. Сурикова провел Семинар «Масляные и акриловые краски. Свойства: видимые и невидимые». Что такое краски для художника? Столетиями художник и краски были неразрывно связаны между собой. Было время, когда краски для своего творчества художник готовил сам. Переход от кустарного изготовления красок к промышленному производству привел к тому, что краски, поступающие в продажу, стали одинаковы по качеству, но отличаться по потребительским свойствам. Эти свойства, внешне мало различимы, но при использовании красок в практической живописи, становятся достаточно весомым аргументом при приобретении продукции того или иного производителя. Задача семинара состояла в том, чтобы в наглядной форме рассказать и показать примеры самостоятельного сравнения красок между собой, как в одной линейке производителя, так и различия между брендами. Слушатели узнали, что определяет вязкость и прозрачность, цвет и глянец, имитацию и аналог, время высыхания. Такое тестирование не требует лабораторного оборудования, но достаточно наглядно, и каждый педагог-художник должен владеть этими знаниям и учить разбираться в материалах учеников. Все желающие из числа слушателей семинара была предоставлена возможность применить краски ведущих брендов мира на практике, выполнив тест в виде цветового задания.
Мастер-класс в черно-белой и цветной графике в жанрах «Портрет» и «Набросок фигуры человека» пастелью Browntonesset и Greytonesset провел Шеболдаев Алексей, профессор Московского государственного университета дизайна и технологий, член МСХ, действительный член МАНПО. Задача мастер-класса состояла в том, чтобы рассказать педагогам все о качестве пастели от разных производителей и как бумага влияет на конечный результат работы пастелиста. Участники мастер-класса должны были сделать три наброска фигуры человека с натуры и выполнить портрет с натуры в черно-белой и цветной графике, после чего проанализировать созданные работы и оценить качество бумаги и пастели.
Вот как описал свои впечатления Ильшат Губайдуллин, педагог ИЗО из Бугульмы: «Спасибо за возможность поучаствовать в тестировании акриловых и масляных красок, графических материалов, в мастер-классах профессионалов и просто пообщаться с единомышленниками. Как хорошо, когда арт-педагоги, вот так, «в живую», могут познакомиться и попробовать новые материалы для творчества. Привычные нам курсы повышения квалификации знакомят нас с дидактической и методической стороной обучения, но за последнее время производители материалов для творчества создали так много новых интересных и незнакомых нам - педагогам, работающим с детьми в образовательных учреждениях - художественных средств, в том числе и высокотехнологичных, что невероятно интересно и нужно. И если бы не предложенная несколько лет назад Ассоциацией участников рынка артиндустрии ФОРУМНАЯ форма взаимодействия производителей и педагогов, мы бы так и учили маленьких творцов XXI века работать по старинке. Большое спасибо за новые формы сотрудничества и взаимодействия, за расширение горизонтов в использовании материалов для наших уроков и творческих занятий! И уверен, что идей и планов у Ассоциации еще хватит надолго, и они найдут чем удивить и порадовать нас».
Следует подчеркнуть, что Образовательный Форум, который проводит Ассоциация артиндустрии, предоставляя уникальную возможность установить контакт взаимодействия производителей, ученых и педагогов-практиков, позволяет выстраивать эффективные партнерские отношения в сотрудничестве по апробации и внедрению в реальную практику новых материалов и технологий, разработке новых образовательных технологий и методик обучения, изданию программ, пособий, книг, учебной литературы, организации и проведению творческих конкурсов, курсов повышения квалификации, в том числе дистанционных. В результате столь плодотворного сотрудничества сложилась оригинальная интегративная модель дополнительного образования детей и молодежи как основы эстетизации российского образования и подготовки кадров для проведения высокотехнологичных образовательных занятий.
Совершенно очевидно, что сложилась оригинальная многофункциональная, практико-ориентированная и многоступенчатая структура Образовательного Форума, где в тесном контакте работают производители, педагоги и ученые. Вот что говорит по этому поводу Савенкова Л.Г., доктор педагогических наук, профессор, член - корреспондент РАО: «Они вместе изучают, пробуют свои силы, исследуют, выстраивают закономерности, которые будут основой их дальнейшей работы с детьми разного возраста. Именно это позволяет определять горизонты художественного образования, выйти за границы образовательных программ, развивать стремления обучающихся познавать мир шире и глубже. Форум «Достояние России. Народная художественная культура – детям» - это особый мир, где педагоги делают открытия, где ученые создают свои технологии обучения, обеспечивающие процесс самообразования и самосовершенствования обучающихся и обучающих. Это образовательная среда и конкретные условия обучения и воспитания. Такая форма работы позволяет реализовать образовательные и воспитательные программы как базового, так и дополнительного образования, а также программы предпрофильного и профильного обучения, направленных на выбор будущей профессии в художественной деятельности. Это и расширение количества социальных проектов, реализуемых по инициативе Форума».
В заключение рассказа о том, как проходил Образовательный Форум «Достояние России. Народная художественная культура - детям», хочется сказать большое спасибо, всем, кто принимал в нем участие, помогал в организации. Форум - это яркий пример сетевого, социального и государственно-частного партнерского взаимодействия и чем больше организаций, специалистов будут принимать в нем участие, тем выше будет качество художественного образования, тем больше пользы мы принесем нашим детям и нашей стране!