Наверняка каждый хоть раз в жизни слышал выражение «работать спустя рукава». Однако не все знают, что пошло оно от кружевниц: если работать спустя рукава, нити спутаются и результат никогда не придет. Это знание дало нам понимание: «Елецкие кружева» — не просто фабрика или музей. Это мир, где время течет иначе, меряясь не минутами, а сантиметрами идеальных узоров. Где за одним станком могли сидеть прабабушка и правнучка, которых разделяет век, но объединяет узорная нить. Мы приехали сюда документировать ремесло, но смогли запечатлеть нечто большее — беседу с самой историей.
Солнце уходит, но экспедиция продолжается
Путь на фабрику задал тон всему дню: солнце, ушедшее за тучи, лишило нас главного союзника — естественного света. Но отменять репортаж мы не собирались. Как и кружевницам, нам предстояло работать с тем материалом, что имеется.
Нас встретила директор Карлина Мария Владимировна — хранительница этого места. Ее обзорная экскурсия стала для нас чертежом, на который мы позже нанесли живые детали. Получив полную свободу, мы сначала просто впитывали атмосферу: снимали награды в витринах, полумрак цехов, где время, казалось, сплелось в причудливый узор, и суровый экстерьер, чьи стены помнят другие эпохи. Лишь освоившись, перешли к самому главному — тихому диалогу с мастерицами.
От артели 1813 года до наших дней
Сложно было осознать, что их работа — продолжение традиции, которая старше самих стен. Фабрика ведет летопись с 1813 года. За более чем два века под ее сводами рождались узоры, покорявшие мировые выставки, она пережила войны и революции, превратившись из артели в один из последних оплотов уникального ремесла. И эту историю мы услышали не из интернета, а из первых уст — от самих хранительниц промысла.
Истоки: личный путь в ремесло
У каждой из них свой путь к коклюшкам, но начало всегда — личное потрясение от красоты.
Главный художник Светлана Евгеньевна: «Кружево я впервые увидела в кружке в училище. Первая мысль была: «Я тоже так хочу!». С того момента, как научилась плести, меня не покидала мысль стать художником — создавать узоры с самого начала. Поэтому начала с позиции кружевницы, с низов».
Мастерица Людмила Николаевна: «Первый день, конечно, помню: было страшновато. Машинка была не обкатана, а чтобы на ней хорошо работать, ее нужно осваивать самому, подстраивать под себя. Но любимое дело, как известно, спорится».
Творческий огонь: проявить талант и дарить красоту
Их объединяет желание творить без рамок и оставить после себя не просто изделия, а эмоции.
Людмила Николаевна: «Хочется напоследок показать что-то миру, ведь закапывать свой талант нельзя».
Светлана Евгеньевна: «Любимый тип проектов — где можно проявить себя, выплеснуть творчество по полной, где нет рамок. Приятно, что мои работы радуют других. Надеюсь, они своей энергетикой отвлекают людей от негативных мыслей».
Миссия: сохранить и приумножить
Для них фабрика — не просто работа. Это дело жизни, ради которого борются.
Директор Мария Владимировна: «Елецкое кружево для меня — вторая семья, моя жизнь. Когда я пришла на фабрику, промысел стоял на грани распада. Я, как коренная ельчанка, просто не могла позволить ему пропасть… Сегодня 97% наших образцов — художественное достояние России, и они всегда востребованы».
Иллюзия легкости и реальность труда
Со стороны их движения кажутся невесомыми, но за этим стоит титаническая концентрация и физический труд.
Людмила Николаевна: «Кажется, будто порхаешь, а на деле прикладываешь серьезные физические усилия. Работа эта в каком-то смысле держит в форме».
Светлана Евгеньевна: «Иногда увлекаешься настолько, что про еду и время забываешь полностью. Напрочь отрываешься от мира и погружаешься в свой, сказочный».
Наследие: связь эпох и взгляд в будущее
Они проводники между прошлым и будущим, оживляя старые приемы для новых поколений.
Светлана Евгеньевна: «Традиционные мотивы, даже если забываются, мы все равно находим их следы. И очень здорово давать старым задумкам новую жизнь, включать их в современную индустрию. Потому что преемственность должна быть».
Мария Владимировна: «У нас есть уникальная техника, где использовалось до 360 пар коклюшек — такого не было нигде, кроме Елецкого района… Сегодня мы возрождаем интерес: девчонки из молодежи находят в этом стиль и моду… Мы только что произвели фурор на показе в Совете Федерации… Каждый день молюсь: «Помоги сохранить и развить наш промысел и пошли нам хороших, ярких людей в кадры».
Приглашение лично увидеть истинную любовь к своему делу и прикоснуться к истории
Этот день и его открытия оставили нас под сильным впечатлением. Страх, что не хватит света, оказался незначительным перед светом, который исходил от этих женщин — светом преданности своему делу. Они не ждут аплодисментов, они просто плетут. День за днем и сантиметр за сантиметром. Это и есть главное открытие нашей экспедиции: сохранять наследие — значит не говорить о прошлом, а заниматься ремеслом в настоящем. Без суеты и не «спустя рукава», именно так, как делают это на фабрике «Елецкие кружева».
А вы уже видели это кружево вживую? История, которую мы попытались передать, лишь отголосок. Настоящее волшебство в цехах фабрики, в стуке коклюшек и в разговорах с этими удивительными женщинами. Если прониклись при прочтении, то самое время запланировать поездку в Елец. На самой фабрике работает музей, где можно в деталях рассмотреть ажурные шедевры прошлого и настоящего, увидеть инструменты и понять весь путь от нити до изделия. Увидеть, поддержать, привезти с собой не сувенир, а частичку настоящей, живой русской истории.
Галерея: 13 изображений