ООО фабрика НХП Елецкие кружева 8 (901) 910-59-33 8 (980) 350-21-10
ООО фабрика НХП Елецкие кружева
Липецкая газета: «С прицелом на экспорт»

Липецкая газета: «С прицелом на экспорт»

В России могут объявить Год народных художественных промыслов. Такое предложение прозвучало на заседании экспертного совета по развитию легкой и текстильной промышленности, народных художественных промыслов, индустрии детских товаров комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству.

— Подобный шаг будет способствовать развитию народных промыслов, — полагает генеральный директор ООО фабрика НХП «Елецкие кружева» Мария Карлина, принимавшая участие в заседании экспертного совета. Наша беседа с ней проходила в здании фабрики. О месте можно было и не упоминать, если бы не одно обстоятельство. Предприятие располагается в усадьбе первой половины XIX века, признанной объектом культурного наследия. Наверное, неслучайно в самом центре Ельца в одном месте удачно соединились знаковые символы древнего города. Но легко ли в нынешней экономической ситуации обладать таким достоянием и правильно им распоряжаться? При условии, что предприятий, аналогичных фабрике НХП «Елецкие кружева», в нашей стране — по пальцам перечесть. В ассоциации «Народные художественные промыслы России» таковых всего пять. В их числе и елецкие кружевницы.

Немного истории

В 1996 году во время археологических раскопок в  Ельце на Красной площади недалеко от Вознесенского собора были обнаружены фрагменты плетеного кружева из серебряной нити. Датировали находку XVII-XVIII веками. Однако прошва с вышитой под ней надписью: «сей плат сшила диаконова дочь Александра Иванова 1801 года» — считается главной датой, определяющей возраст изделий. К середине ХIХ века, когда Елец превратился в торговый город и император Николай I своим указом от 1 июня 1846 г. уравнял его в торговых правах с российскими губернскими и портовыми городами, кружевоплетение превратилось в промысел. Местные мастерицы еще в первой половине ХIХ века создали свой особый, самобытный стиль и технику плетения, отличающую  елецкое  кружево от вологодского и рязанского. Домашнее ремесло превратилось в целую отрасль кустарной промышленности, и в 1867 году кружево в Елецком уезде было важным видом отпускной торговли. В конце XIX века елецкое кружевное производство по своему объему  занимало в России первое место. Его расцвет в смысле единства стиля и достоинств плетения относится к 1870-1880  годам.

Мир оценил елецкие кружева по достоинству. В 1873 году на всемирной выставке в Вене творения работниц фирмы «Елецкие кружева» покорили всех своей красотой. В 1927 году на аналогичной выставке в Париже была получена золотая медаль, в 1938 году — в Нью-Йорке. Даже в годы Великой Отечественной войны в Ельце не дали умереть кружевному промыслу. А уже в пятидесятых годах его увидели международные выставки в Праге, Каире, Брюсселе. Работы елецких кружевниц неоднократно экспонировались на отечественных и зарубежных выставках, получали медали, дипломы и награды. Коллекции кружевных изделий хранятся в Музее народного искусства, Государственном Русском музее, Государственном музее этнографии СССР, Загорском государственном историко-художественном музее-заповеднике, Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства народов СССР, Липецком, Орловском, Елецком краеведческих музеях.

«Народникам» — правовой комфорт и господдержка

— Я впервые оказалась на заседании столь высокого уровня, — продолжает свой рассказ Мария Карлина, — хотя с Минпромторгом России наше предприятие плотно сотрудничает. Фабрика получает поддержку от министерства на оплату коммунальных платежей, участие в многочисленных выставках, рекламную деятельность и железнодорожные перевозки товара.

Меня порадовало предложение по внесению изменений в Налоговый кодекс России в части установления «единого налога НХП» подобно единому сельхозналогу. Объясню это на примере своего коллектива. Производство кружева — ручной труд. Одно изделие, которым потом восхищаются наши покупатели, порой выплетается не один месяц, а над его созданием трудятся сразу несколько человек. Такое производство убыточно в своей основе. Рукотворная красота не сможет принести прибыль, так же как изделия народного творчества никогда не станут успешными бизнес-проектами. Увеличение налогов вызовет лишь рост цен на товар. И тогда кружевное искусство, в которое вложена душа мастерицы, просто станет недоступным для людей. Словом, без поддержки со стороны государства народные промыслы неминуемо обречены на угасание. В результате исчезнет часть нашего культурного кода.

К счастью, это стали понимать в руководстве страны. Поэтому так актуальна сегодня задача формирования комфортной правовой среды и наделения регионов правом поддерживать организации НХП. Государственной Думой принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 39 Закона Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» и статью 4 Федерального закона «О народных художественных промыслах», который дает право оказывать господдержку промыслам как на региональном, так и на федеральном уровне.

Механизм единого поставщика…

Мало кто знает, но кружево кружеву рознь. Исторически сложилось, что в Ельце только ленивый не умеет плести воздушные изделия. Сказано утрированно, конечно, но в недавнем прошлом было именно так. Помнится, в 80-е годы прошлого века в моем школьном детстве на уроках труда обучали премудростям плетения на коклюшках. У многих моих одноклассниц получалось споро и красиво. Однако можно ли считать их изделия предметом народного промысла?

В Ельце официально зарегистрированным в российском реестре является единственное предприятие — фабрика НХП «Елецкие кружева». А по всей стране знаком НХП обладают 79 предприятий. Из них меньше десяти таких, где плетут кружева. На экспертном совете в Госдуме было предложено защитить производителей, сохраняющих традиции промысла на протяжении всей истории его существования. Им будут присваивать единый торговый знак сродни Знаку качества. Тогда товар этих производителей будет защищен от подделок китайского производства и выделяться на фоне кустарно-любительского образца. И покупатель будет понимать, что между Кружевом и… кружевом разница таки есть.

Музей как двигатель туризма

Обсуждалась также идея включать предприятия НХП, имеющие музеи, в туристические кластеры. Предполагается создать единый сайт для популяризации и продвижения народных промыслов России. Такая инициатива заинтересовала ельчан.

На фабрике «Елецкие кружева» часто бывают многочисленные экскурсии. Едут сюда из разных российских городов, везут школьников, чтобы познакомить с ажурным чудом под названием «кружево». Здесь ребятам и мастер-классы устраивают, и по цехам проводят, и обязательно показывают музей, где представлена ретроспектива развития промысла в Ельце. И все же, грустно резюмирует директор Мария Карлина, эта «непрофильная» работа целиком ложится на специалистов фабрики, тогда как турфирмы отмахиваются от нее. Ведь не прибыльное это дело — организация экскурсий для детей. Много денег на этом не заработаешь. А ведь сколько интересного в самом Ельце можно было бы показать приезжающим на фабрику группам.

К слову, на днях в гости к кружевницам приезжал руководитель города Губкин Белгородской области, чтобы договориться о сотрудничестве на туристической ниве. Результатом этой встречи стал первый заказ, полученный фабрикой. В дальнейшем планируется продуктивное сотрудничество по изготовлению сувенирной продукции и изделий для подарочного фонда.

Новая страница: равнение на экспорт

Елецкие кружева известны даже в удаленных уголках страны. Но из огромного ассортимента (а это более трех тысяч наименований) каждый регион предпочитает свое «направление». Дагестан — сугубо белоснежные, отороченные кружевом постельные комплекты, Северная столица выбирает ажурные зонтики, а Москва «специализируется» на добротных вариантах верхней одежды, покупая жакеты, пальто из кружева ручной работы. Одним нравится серый лен, другим — батист и муслин… Однако если отечественный покупатель имеет представление о товаре и его качестве, то зарубежные рынки кружевницы только планируют осваивать. На фабрику уже поступило около двадцати предложений для участия в международных туристических, ремесленных выставках и салонах Франции, Греции, Италии, Китая, Индии, Германии и даже ОАЭ. Так что на ближайший год-другой экспозиционный график ельчан полностью расписан.

Милада Федюкина
«Липецкая газета»

Галерея: 1 изображений

?